Перейти к основному содержанию

Статья 4 УК РФ с Комментариями. Принцип равенства граждан перед законом

Новая редакция Ст. 4 УК РФ

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к Статье 4 УК РФ

1. Декларативность и эклектичность, отмеченные в отношении ч. 1 ст. 2, характеризуют и коммент. статью. Она дословно повторяет то, что записано в ч. 2 ст. 19 Конституции относительно "лица, совершившего преступление". Однако и общественные отношения, и их субъекты, и тем более отрасли права в этих двух случаях различны. В результате получилось, что коммент. статья вступает в противоречие с рядом других более частных и менее декларативных норм УК РФ.

1.1. Пол. Конструкция ст. 131 - изнасилование - построена на неравенстве лиц различной половой принадлежности; согласно ч. 2 ст. 57 женщинам не назначается пожизненное заключение; в соответствии с ч. 2 ст. 59 женщинам не назначается смертная казнь.

1.2. Имущественное и социальное положение. Имущественное, особенно в сочетании с социальным, положение существенно влияет на реалии процесса привлечения к УО, причем не только различием возможностей в оплате защитника. В частности, согласно ч. 3 ст. 46 размер штрафа назначается с учетом имущественного положения. В реалиях отбывания наказания к лишению свободы имущественное положение заключенного влияет на его бытовые условия.

1.3. Должностное положение. УО реализуется не иначе как через уголовное судопроизводство. В уголовном судопроизводстве предусмотрены такие гарантии для ряда лиц, занимающих определенные должности (депутаты, судьи, иностранные дипломаты и консульские лица и некоторые др.), которые обеспечивают их преимущества в плане привлечения к УО перед лицами, такие должности не занимающими. Президент РФ согласно ст. 91 Конституции РФ вообще объявляется лицом неприкосновенным.

1.4. Место жительства. В современных условиях жительство лица, совершившего преступление, в различных регионах РФ определяет меньшую (или большую) вероятность привлечения его к УО.

2. Принципы УО оказывают регулятивное воздействие на правоприменительную деятельность тремя способами: посредством проведения их в более частных нормах уголовного и уголовно-процессуального права; путем воздействия на профессиональное правосознание судей и других должностных лиц - участников уголовного процесса; посредством воздействия на общее правосознание населения, части которого предстоит участвовать в процессе.

Другой комментарий к Ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Принцип равенства граждан перед законом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом, и ст. 19 Конституции РФ, закрепившей принцип, согласно которому все равны перед законом и судом.

2. Уголовно-правовой принцип равенства всех перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный, и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

3. Равенство всех перед законом не исключает наличия специальных прав и преимуществ для отдельных категорий лиц. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом в отношении женщин, мужчин пожилого возраста, несовершеннолетних. Такие лица подлежат уголовной ответственности, а все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы ко всем гражданам и, соответственно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

Объяснение статьи 4 УК России

Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.

В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет. К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д. Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2002 г. N 118-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации" отметил следующее: как следует из примечания 1 к ст. 285 УК РФ, им устанавливается единый правовой статус граждан, осуществляющих определенные виды деятельности в соответствующих органах и учреждениях, и не предусматривается каких бы то ни было ограничений или преимуществ в связи с полом, расой, национальностью, языком, происхождением и другими обстоятельствами, названными в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данная статья Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство всех перед законом и судом, не исключает возможности установления ответственности (в том числе уголовной) за некоторые деяния, которые могут совершаться только определенными категориями граждан - должностными лицами, военнослужащими и другими так называемыми специальными субъектами.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц. Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.