Перейти к основному содержанию

Статья 198 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Новая редакция Ст. 198 УК РФ

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 198 УК РФ

1. Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами.

2. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составлялся на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетная система - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК).

2.1. Бюджеты всех уровней формируются в основном за счет средств налоговых доходов. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также сборы (ст. 12 - 15 НК). В Российской Федерации установлены также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК).

2.2. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК).

3. Предметом преступного посягательства являются налоги и (или) сборы, подлежащие уплате физическим лицом.

3.1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК).

3.2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК).

3.3. Не являются предметом посягательства пени и штрафы, понятия которых даются в налоговом законодательстве (п. 2 ст. 57, ст. 114 НК).

3.4. Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливается налоговым законодательством (ст. 12 - 15 НК).

4. При уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или других отраслей законодательства не применяются положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения (п. 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> РГ. N 128. 1999.

5. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции и ст. 3 НК).

5.1. Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

5.2. Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе арбитражные управляющие, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве, в соответствии с законодательством РФ (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).

5.3. Физические лица - налоговые резиденты РФ - это физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

5.4. Физические лица могут являться плательщиками целого ряда налогов и сборов, например налога на доходы физических лиц, единого социального налога, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, единого налога на вмененный доход, сборов за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов и др.

6. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

6.1. В соответствии со ст. 5 НК налоговое законодательство, устанавливающее новые налоги и (или) сборы, повышающее налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающее положение налогоплательщика или плательщика сборов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеет.

При расчете размера налога и (или) сбора, образованного в результате уклонения от их уплаты, должны приниматься во внимание только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги или сборы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила согласно п. 4 ст. 5 НК (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

7. Среди обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусматривается представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также документов в случаях и порядке, которые предусмотрены налоговым законодательством (подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК).

7.1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (ст. 80 НК).

7.2. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений и равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК).

7.3. Формы и порядок заполнения деклараций по федеральным, региональным и местным налогам являются обязательными для налогоплательщиков и издаются в установленном законом порядке (ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК). В декларации физические лица под свою ответственность самостоятельно указывают сведения о фактически полученных доходах, суммах начисленного и подлежащего уплате (уплаченного) налога и подают ее в налоговый орган по месту жительства.

7.4. Под иными документами, указанными в коммент. статье и ст. 199, следует понимать любые предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним ФЗ документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книг продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, журналы полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. 243 и 398 НК), справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК), годовые отчеты (ст. 307 НК), документы, подтверждающие налоговые льготы (см. п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Кроме того, к иным документам можно отнести документы: подтверждающие юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются налоговые правоотношения (ст. 44 НК); свидетельствующие о наличии доходов физических лиц, освобождаемых от налогообложения (ст. 217 НК), и др.

7.5. Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (ст. 23 НК), либо включил в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после срока ее подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного платежа уплатил (п. 4 ст. 81 НК), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК), то в его действиях состав преступления, предусмотренный коммент. статьей или ст. 199, отсутствует (см. п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

7.6. В соответствии с налоговым законодательством доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК). В судебной практике под доходом понимается совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

7.7. Расходы - это затраты физического лица, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в установленном налоговым законодательством порядке (ст. 221 НК).

8. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов только указанными в законе способами.

8.1. Первым способом уклонения является непредставление декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. Сроки подачи декларации и иных документов устанавливаются налоговым законодательством.

8.2. Вторым способом уклонения является умышленное указание в налоговой декларации или иных документах любых не соответствующих действительности (заведомо ложных) данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей и бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет УО по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или 199 и ст. 327 (см. п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

8.3. По сравнению с прежней редакцией коммент. статьи в нынешней ее редакции законодатель не предусматривает никаких иных способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов.

9. Обязанность по уплате налога и (или) сбора считается выполненной в момент предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога и (или) сбора при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными денежными средствами - в момент внесения денежной суммы в счет уплаты налога и (или) сбора в банк или кассу местного органа самоуправления либо организации связи. Налог и (или) сбор не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога и (или) сбора в бюджет (ст. 45 НК).

9.1. Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1999. N 9. С. 2 - 4.

10. Преступление считается оконченным (составом) (ст. 198 или 199 УК) в момент фактической неуплаты налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством. При этом нужно учитывать, что срок представления налоговой декларации (иных документов) и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать.

11. По смыслу закона УО может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный НК (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

12. При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с НК. Крупный (особо крупный) размер исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10 или 20%), необходимо исходить из их общей суммы, подлежащей уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, при этом она должна составлять: по ст. 198 - более 100 тыс. руб. и более 500 тыс. руб., по ст. 199 - соответственно более 500 тыс. руб. и более 2 млн. 500 тыс. руб. Выявленная неуплаченная сумма должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате. Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более 300 тыс. руб. или более 1 млн. 500 тыс. руб. для соответствующих частей ст. 198 и 199.

13. Правило исчисления размера неуплаченных налогов и (или) сборов по признаку доли от суммы подлежащих к уплате налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд может применяться к случаям, когда неуплата налогов или сборов перечисленными в ст. 198 и 199 способами имела место после вступления в силу ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ с учетом требований, изложенных в ст. 10 (см. п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

14. Субъектом преступного посягательства является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное в соответствии с налоговым законодательством платить налоги (сборы) и представлять в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы в целях исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. В частности, в силу ст. 11 НК им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет. Иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством (ст. 26, 27, 29 НК), также может нести ответственность по ст. 198 УК, поскольку налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного представителя, если иное не предусмотрено НК.

В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 - как его пособника при условии, если он осознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (см. п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

15. Преступление совершается с прямым умыслом, при котором физическое лицо, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от уплаты налогов и (или) сборов способами, указанными в законе.

16. Действия виновного, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью и уклоняющегося от уплаты налогов и (или) сборов, надлежит квалифицировать лишь по ст. 171 (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

16.1. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов и (или) сборов гражданином или организацией, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т.е. по ст. 33 и соответствующей части ст. 198 - 199.2, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности - по соответствующим статьям УК, предусматривающим УО за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (см. ст. 285, 292) (см. п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

17. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Уклонение от уплаты налога и (или) сбора (федерального, регионального или местного) влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из двух указанных в законе способов: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

2. Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленной форме, в порядке и в сроки, установленные законодательством (ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Под иными документами следует понимать любые предусмотренные налоговым законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов (например, выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы).

3. Включение в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений - это умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления").

4. Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога в крупном размере за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

5. Субъектом преступления является достигшее 16-летнего возраста физическое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, и т.п.).

В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица - как его пособника при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

6. Порядок определения крупного и особо крупного размера определен в примечании к ст. 198 УК РФ. Крупный (особо крупный) размер уклонения определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд, это означает, что не требуется: а) ждать истечения трех финансовых лет для привлечения к уголовной ответственности, если в течение одного финансового года уклонение составило крупный размер; б) чтобы в каждом финансовом году, входящем в эту совокупность, преступник уклонялся от уплаты налогов (или сборов) в крупном (особо крупном) размере.