Перейти к основному содержанию

Статья 215 УК РФ. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

Новая редакция Ст. 215 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 215 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, угрозе наступления смерти человека или радиоактивного загрязнения окружающей среды, причинении смерти человеку, загрязнении окружающей среды, наступлении иных тяжких последствий (тяжкого вреда здоровью человека, смерти двух или более лиц).

Основной состав преступления описан в ч. 1 коммент. статьи и раскрывает общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав преступления отражен в ч. 2 и выражает деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести. Особо квалифицированный состав закреплен в ч. 3 и раскрывает умышленные деяния, относящиеся к тяжким преступлениям, и неосторожные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами безопасности при размещении, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, обеспечивающими охрану жизни и здоровья людей, окружающей их природной среды. Факультативные объекты: жизнь и здоровье человека, среда обитания человека и животных, жизнеспособность объектов охраны окружающей природной среды, отношения собственности.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, которые свидетельствуют о нарушении правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 1) либо повлекло по неосторожности указанные последствия либо причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2), а равно смерть двух или более лиц (ч. 3). Активное преступное поведение возможно, например, при допуске должностным лицом к работе на ядерной установке работника, имеющего медицинские противопоказания для работы на указанном объекте, или осуществлении эксплуатации ядерной установки, не прошедшей экспертизы Госатомнадзора России, что привело к созданию опасности радиоактивного заражения окружающей среды. Пассивное преступное поведение имеет место, например, при создании угрозы радиоактивного заражения окружающей среды вследствие самовольного оставления работником дежурной смены ядерной установки (невыполнении своих обязанностей). И первый, и второй примеры свидетельствуют о грубом нарушении установленных правил безопасности, что создает угрозу наступления материальных общественно опасных последствий, возводит деяние в разряд преступлений.

4. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики может иметь место только в том случае, если оно сопряжено со следующими видами деятельности: а) размещением; б) проектированием; в) строительством; г) эксплуатацией объектов атомной энергетики.

4.1. О размещении объектов атомной энергетики см. в п. 8.5 коммент. к ст. 246.

4.2. О проектировании объектов атомной энергетики см. в п. 8.1 коммент. к ст. 246.

4.3. О строительстве объектов атомной энергетики см. в п. 8.6 коммент. к ст. 246.

4.4. Эксплуатация объектов атомной энергетики - это использование объекта по его целевому назначению.

5. Обязательными признаками объективной стороны состава преступления являются средства совершения преступления, к которым относятся объекты атомной энергетики.

5.1. Объектами атомной энергетики являются: а) ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; б) радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов (ст. 3 ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 18.12.2006) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 7. Ст. 808; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.

5.2. Ядерные материалы см. в п. 3.1 коммент. к ст. 220.

6. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. В числе таковых можно выделить: ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.6.1.07-03 "Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности" (СПП ПУАП-03), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2003 N 6 (в ред. от 15.05.2003) <1>; Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 N 744 <2>; Правила принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 306 (в ред. от 01.02.2005) <3>; Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1997 N 264 (в ред. от 08.08.2003) <4>; Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, утв. Приказом Госатомнадзора России от 26.08.1994 N 102 <5>; Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 41 <6>, и другие нормы в области использования атомной энергии, в том числе в сфере природоохранного и иного законодательства РФ.
--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 25; РГ. N 100. 2003.

<2> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557.

<3> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1442; 2005. N 7. Ст. 560.

<4> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1317; 1998. N 32. Ст. 3910; 2003. N 33. Ст. 3270.

<5> РВ. 1994. N 194.

<6> РВ. 1994. N 76.

7. По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, является формальным. Преступление окончено (составом) в момент осуществления деяния, создавшего реальную угрозу причинения смерти хотя бы одному человеку или радиоактивного заражения окружающей среды. Здесь для квалификации общественно опасного деяния как оконченного (составом) преступления достаточно осуществления деяния, дожидаться наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий не нужно.

8. Состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи, имеет материальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент наступления по неосторожности общественно опасных последствий в виде: а) тяжкого вреда здоровью человека; б) смерти человека; в) радиоактивного заражения окружающей среды.

8.1. О тяжком вреде здоровью человека см. коммент. к ст. 111.

8.2. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

8.3. Радиоактивное заражение окружающей среды см. в п. 10.7 коммент. к ст. 247, например распространение радиоактивного заражения за пределы защищенной зоны объекта атомной энергетики (территории с ограниченным доступом, окруженной физическими барьерами и находящейся под постоянной охраной и наблюдением) - в атмосферу, водоем, в почву.

9. Состав преступления, закрепленный в ч. 3 коммент. статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления по неосторожности смерти двух или более лиц.

10. При квалификации нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики в качестве преступления надлежит установить и указать конкретный пункт данных правил, нарушение которых могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды либо повлекло указанные или иные тяжкие последствия.

11. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. В первом случае лицо осознает то, что нарушает правила безопасности на объекте атомной энергетики, предвидит возможность наступления смерти человека, радиоактивного заражения окружающей среды или иных тяжких последствий и хотя не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Желание виновным наступления указанных последствий должно дополнительно квалифицироваться по соответствующей статье, предусматривающей УО за преступление против личности, собственности и пр. Во втором случае поведение виновного лица характеризуется преступным легкомыслием или небрежностью.

11.1. Возможно психическое отношение виновного к совершенному преступному деянию с двумя формами вины, например в случае, если он умышленно нарушает правила безопасности, что ставит под угрозу жизнь другого человека, и вместе с тем не предвидит возможности наступления смерти этого человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данное общественно опасное последствие.

11.2. В некоторых случаях субъективная сторона может характеризоваться смешением административно-правовой вины с уголовно-правовой, например при умышленном нарушении должностным лицом правил безопасности, предусмотренном ст. 9.6 КоАП, которое переросло в преступление в связи с наступлением по неосторожности радиоактивного заражения окружающей среды.

12. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком - ответственностью по службе за соблюдение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации объектов атомной энергетики. Таковыми могут быть должностные и иные ответственные за соблюдение правил безопасности лица (инженеры и их заместители, начальники отделов (отделений, участков, лабораторий, мастерских), капитаны судов (их дублеры, помощники), механики, научные сотрудники, операторы, другие специалисты).

12.1. Должностные лица, не контролировавшие соблюдение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при возникновении угрозы наступления или наступлении указанных в диспозиции статьи общественно опасных последствий могут быть привлечены к УО по ст. 293. Если же нарушение правил безопасности допущено лицом, не ответственным за соблюдение данных правил, и при этом наступили тяжкий вред здоровью или смерть человека, то содеянное должно быть квалифицировано как преступление против личности.

13. Потерпевшими от преступления могут быть как работники объектов атомной энергетики, так и иные лица, не имеющие отношения к этим объектам.

14. Помимо того что преступное нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215) отличается от преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246) видовым объектом преступного посягательства, также в первом случае нарушение правил может вызвать материальные общественно опасные последствия или угрозу их наступления внутри предприятия, учреждения, организации, иного объекта атомной энергетики, поэтому радиоактивного заражения открытого пространства может и не произойти; во втором же случае изменение радиоактивного фона касается окружающей природной среды.

Другой комментарий к Ст. 215 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления заключается в нарушении конкретных правил безопасности на объектах атомной энергетики. Основные правила безопасности на объектах атомной энергетики содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и в Федеральном законе от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Нарушение указанных правил должно быть связано непосредственно с размещением, проектированием, строительством, эксплуатацией объектов атомной энергетики.

2. Место преступления - объекты атомной энергетики - является обязательным признаком объективной стороны анализируемого преступления.

3. Нарушение правил на объектах атомной энергетики при производстве указанных работ влечет уголовную ответственность только в том случае, если оно могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. Субъект преступления специальный - это лицо, на котором лежала обязанность соблюдать правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.