Перейти к основному содержанию

Статья 253 УК РФ с Комментариями. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

Новая редакция Ст. 253 УК РФ

1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 253 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве экологической безопасности России и установленного порядка использования континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Части 1 и 2 коммент. статьи включают в себя два альтернативных состава преступления, отражающих общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной окружающей природной среды, рациональным использованием и воспроизводством природных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Факультативные объекты - безопасность морского судоходства; экологическое состояние естественных богатств континентального шельфа.

3. Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ может иметь и факультативный предмет преступного посягательства - природные ресурсы континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ.

3.1. Под природными ресурсами континентального шельфа (исключительной экономической зоны) понимаются минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна (руды, минералы, нефть и т.п.), а также живые организмы "сидячих" видов, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. К таким живым организмам, в частности, относятся крабы, гребешки, морские ежи, морские звезды, губки "сидячих" видов, водоросли "сидячих" видов, морские травы и т.п. (см. Конвенцию ООН по морскому праву (1982 г.) <1>; ст. 4 ФЗ от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. от 09.05.2005) <2>).
--------------------------------
<1> БМД. 1998. N 1.

<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999. N 7. Ст. 879; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2003. N 17. Ст. 1557, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752.

3.2. Если в пределах континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ производится незаконный (безлицензионный) вылов рыбы, других водных животных или промысловых растений, то данные деяния следует квалифицировать по ст. 256.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. В первом случае лицо характеризуется активным преступным поведением по возведению искусственных островов, установок или сооружений, созданию вокруг них зон безопасности, нарушению правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Во втором - виновное лицо не соблюдает, не исполняет правил, например, не контролирует эксплуатацию искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Пассивное преступное поведение характерно для должностных и иных лиц, ответственных за эксплуатацию данных сооружений и средств.

5. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для признания соответствующего деяния незаконным либо совершенным с нарушением соответствующих правил и в целях надлежащей квалификации деяния как преступления она отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. К таковым относятся, например: Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) (вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 г.); Конвенция о континентальном шельфе (1958 г.) <1>; ФЗ от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2005) <2>; ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 14.12.2006) <3>; Положение о защите и сохранении морской среды в экономической зоне СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.1985 N 656 <4>.
--------------------------------
<1> Ведомости СССР. 1964. N 28. Ст. 329.

<2> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640.

<3> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519, N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279.

<4> СП СССР. 1985. N 22. Ст. 112.

6. По законодательной конструкции составы преступления являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из следующих действий: а) незаконного возведения искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконного создания вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений или средств обеспечения безопасности морского судоходства; г) исследования, поиска, разведки, разработки природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующего разрешения.

7. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений означает их строительство или устройство на континентальном шельфе без надлежащего на то разрешения.

8. Зона безопасности - охраняемая территория вокруг возведенного сооружения, установки, искусственного острова, деятельность человека на которой и вхождение водного транспорта в которую специально ограничены или запрещены. Как правило, данные ограничения связаны с проведением исследований, разведки, с поиском или разработкой природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также с обеспечением безопасности судоходства и самих искусственных островов, сооружений или установок.

8.1. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст. 16 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

8.2. К сооружениям и средствам обеспечения безопасности морского судоходства относятся маяки, спасательные и иные станции, суда, платформы и т.д.

9. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов, исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, а также юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов и т.д. (см. ст. 5 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

9.1. Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных (неживых) ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр при соответствующем согласовании. Лицензирование использования живых ресурсов морского дна осуществляется специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Права и обязанности пользователя возникают с момента получения лицензии (см. ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

9.2. Морские научные либо ресурсные исследования на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне - это фундаментальные или прикладные научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов (см. там же).

9.3. Поиск природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны представляет собой работы по обнаружению и перспективной оценке минеральных и живых ресурсов морского дна или его недр.

9.4. Разведка природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны состоит в извлечении проб и образцов минеральных и живых ресурсов с морского дна или из его недр.

9.5. Разработка предполагает добычу природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

9.6. Любительский сбор (лов) природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи.

10. Ущерб, причиненный незаконной разработкой природных ресурсов континентального шельфа, определяется: а) соответствующими таксами (таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 724; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным уничтожением объектов животного и растительного мира, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126); б) по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

11. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления является место его совершения. Таковым считается собственно континентальный шельф РФ или исключительная экономическая зона РФ.

11.1. Континентальный шельф РФ - это продолжение морского берега под водой, образующего своеобразную "подводную полку" континента, материковую отмель. Включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема (исключая дно океана на больших глубинах, в том числе его океанических хребтов или его недр). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка и определяется с помощью линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере 1% кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона, либо линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона. Фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. Воды над шельфом являются открытым морем, т.е. находятся в общем пользовании всех государств и народов. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст. 1 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"; ст. 1, 3 - 5, 13 и др. Закона о животном мире).

11.2. Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (если иное не предусмотрено международным договором РФ), имеющий особый правовой режим. Внутренней границей исключительной экономической зоны РФ является внешняя граница территориального моря (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст. 1 ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Определения континентального шельфа и исключительной экономической зоны применяются также ко всем островам РФ, за исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности (см. там же).

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Подробнее см. ст. 25 - 26.

13. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Для дел о нарушении правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также в связи с совершением преступлений по неосторожности характерно привлечение к УО должностных либо иных ответственных по службе лиц.

Другой комментарий к Ст. 253 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления (ч. 1) может выражаться: а) в незаконном возведении искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) в незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

2. В ч. 2 предусмотрена ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, выдаваемого федеральным органом в установленном законе порядке.

3. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)".