Перейти к основному содержанию

Статья 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Новая редакция Ст. 266 УК РФ

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 266 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект - чужая собственность.

2. Предмет посягательства образуют: а) транспортные средства (указанные в коммент. к ст. 263, 264); б) пути сообщения - обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т.п.); в) транспортное оборудование - любые средства и сооружения, предназначенные обеспечить нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т.п.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в: а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишении жизни (ч. 2, 3) человека; в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

3.1. Недоброкачественный ремонт - неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

3.2. Выпуск в эксплуатацию - разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств, в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.).

3.3. О последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека см. в ч. 1 ст. 111.

3.4. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т.п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.

4. Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние.

5. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь также может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).

6. Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

7. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т.п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 - смерти одного, а по ч. 3 - двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.

3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию - это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих согласно действующим правилам и нормативам его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.

4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего - оператором соответствующего вида транспорта.

5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.