Перейти к основному содержанию

Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Новая редакция Ст. 267 УК РФ

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Статье 267 УК РФ

1. Основной объект преступного посягательства - безопасность движения или эксплуатации транспортных средств. Факультативные объекты - здоровье человека, чужая собственность. Дополнительный объект в квалифицированном и особо квалифицированном составах - жизнь человека.

2. В качестве предмета посягательства могут выступать транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации, характеристика которых дана в коммент. к ст. 263, 264, 266.

3. Под транспортными коммуникациями следует понимать и пути сообщения, и сооружения на них (дороги, железнодорожные переезды, обходные и объездные пути и т.п.).

4. Транспортные сооружения, механизмы и устройства должны обеспечивать нормальное функционирование транспортной системы, что определяет специфику предмета состава преступления. Так, если происходит хищение, уничтожение или повреждение механизмов или устройств, не призванных обеспечивать безопасность функционирования транспортной системы, деяния следует расценивать как преступления против собственности. В том случае, когда, например, похищаются устройства и механизмы, функционально предназначенные для обеспечения безаварийной работы транспорта, деяние образует совокупность ст. 158 и 267.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства и транспортного оборудования, а равно блокировании транспортных коммуникаций, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб.

6. Разрушение - практически полное уничтожение названных предметов при невозможности или экономической нецелесообразности восстановления их прежнего физического вида и утраченных функций.

7. Повреждение - частичная утрата оборудованием своих функций при возможности их восстановления.

8. Иной способ приведения в негодное для эксплуатации состояние не связан с физическим повреждением предмета (перенос различных знаков в иное место, отключение световой сигнализации либо светофора и т.п.).

9. Блокирование транспортных коммуникаций - воздвижение препятствий на путях сообщения, исключающих их эксплуатацию (подкладывание на рельсы бревен, камней, физическое противодействие лиц прохождению транспортного средства, воспрепятствование обслуживанию сооружений транспортной системы и т.п.).

10. По законодательной конструкции составы преступления материальные, т.е. момент окончания преступления связан с причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1), а равно со смертью человека (ч. 2) или нескольких лиц (ч. 3).

10.1. О тяжком вреде здоровью человека см. ч. 1 ст. 111.

10.2. Крупный ущерб - категория оценочная. Под ним следует понимать реальный материальный вред в виде уничтожения или повреждения транспортного средства, уничтожение или повреждение сооружений, загрязнение суши или водной среды, длительную остановку движения и т.п.

11. Наличие причинной связи между деянием и указанными последствиями определяет верную квалификацию преступления. Необходимо установить, что разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние конкретного транспортного средства, путей сообщения, средства сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортной коммуникации повлекло данные последствия.

12. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины.

14. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

15. Деяния, описанные в коммент. статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления совпадает с соответствующими признаками преступления, предусмотренного ст. 266 УК, с тем уточнением, что диспозиция нормы особо выделяет из путей сообщения такую разновидность предмета преступления, как транспортные коммуникации.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, общественно опасных последствиях и причинной связи между ними.

3. Разрушение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования - это физическое или химическое воздействие, приводящее соответствующий предмет в полную негодность. Повреждение отличается от разрушения тем, что предполагает возможность восстановления соответствующего предмета. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние не предполагает нарушения физической целостности или структуры соответствующего предмета, но также препятствует его использованию по назначению (например, затопление водой, отключение от электросети). Частным случаем приведения путей сообщения в негодное для эксплуатации состояние является блокирование транспортных коммуникаций, т.е. создание физических помех движению транспортных средств по путям сообщения (создание завалов, заполнение людьми и проч.).

4. Последствия этого преступления аналогичны рассмотренным выше транспортным преступлениям и, кроме того, могут выражаться в причинении крупного ущерба (имущественного, экологического, организационного), стоимостное выражение которого определено в примечании в 1 млн. рублей. Квалифицирующие признаки в комментируемой статье те же, что и в ст. ст. 263, 266 УК РФ.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью преимущественно в виде легкомыслия. Умышленное отношение к причинению указанных в законе последствий, в зависимости от целей и иных обстоятельств, квалифицируется по ст. ст. 105, 111, 205, 281 УК РФ.