Новая редакция Ст. 171.1 УК РФ
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), либо производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), либо производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным - один миллион пятьсот тысяч рублей.
2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Комментарий к Статье 171.1 УК РФ
1. Основной объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, дополнительный - добросовестная предпринимательская деятельность и законные права потребителей.
2. Предметом посягательства являются товары и продукция, которые согласно действующему законодательству подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.
2.1. Не могут быть предметом преступного посягательства товары и продукция, прошедшие сертификацию и получившие знак соответствия в добровольном порядке.
3. Объективная сторона выражается в производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, которая подлежит обязательной маркировке.
3.1. Производство товаров и продукции - процесс создания материальных благ, т.е. изготовление, выработка какой-либо продукции.
3.2. Приобретение - это получение товаров и продукции в рамках установленных законом гражданско-правовых отношений.
3.3. Хранение - это сохранение товаров и продукции для себя либо по договору хранения для другой стороны.
3.4. Перевозка - это доставка товаров и продукции из одного места в другое для себя либо по договору перевозки груза для другой стороны.
3.5. Сбыт - это продажа товаров и продукции путем оптовой поставки или розничной купли-продажи, бартерной сделки, а также в безвозмездной форме отчуждения.
4. Диспозиция статьи носит бланкетный характер: перечень товаров и продукции, подлежащей маркировке, содержится в других нормативных актах.
4.1. Перечень подакцизных товаров и продукции дается в налоговом законодательстве (ст. 181 НК). Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).
4.2. Марки акцизного сбора - это специально выпускаемые в соответствии с действующим законодательством марки, необходимые для обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров, производимых в России и других странах и ввозимые на территорию РФ, указанные в перечне товаров, облагаемых акцизами.
4.3. Специальные марки - это специально выпускаемые в соответствии с действующим законодательством марки, необходимые для обеспечения полноты сбора акцизов и права реализации на территории РФ подакцизных товаров, производимых и ввозимых с территории государств - участников СНГ и Республики Молдова.
4.4. Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту - предусмотрен ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 09.05.2005) <1> в целях охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества. Он содержит учетную информацию об этих товарах и защищен от подделок.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752.
4.5. Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, а также правила применения и приемы маркировки знаком соответствия определены в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (в ред. от 17.12.2005) <1> и Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации, утв. Постановлением Госстандарта России от 25.07.1996 N 14 (в ред. от 05.07.2002) <2>. С 1 октября 1999 г. реализация товаров и продукции, указанных в Перечне, без наличия знаков соответствия на территории РФ запрещена. Ответственными за маркировку этими знаками являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели (заявители).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899; 2000. N 22. Ст. 2317; 2002. N 1 (ч. 2). Ст. 53, N 18. Ст. 1773; 2004. N 7. Ст. 538; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5739.
<2> БНА. 1996. N 4; 1999. N 47; 2002. N 32.
4.6. В информационном письме Госстандарта России от 27.06.2003 N ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия" <1> указано, что в целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу ФЗ "О техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в Системе сертификации ГОСТ Р (введена в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 (в ред. от 01.07.2006) <2>) обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории РФ, следует руководствоваться: нормативными документами, установленными Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.
--------------------------------
<1> Вестник Госстандарта России. 2003. N 7.
<2> М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
5. В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, либо с маркировкой поддельными марками. В этом случае она подлежит изъятию из незаконного оборота. За правильность нанесения и подлинность марки акцизного сбора или специальной марки несет ответственность владелец алкогольной продукции (за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в розничной продаже) в соответствии с законодательством РФ (ст. 12 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 16.10.2006) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 1. Ст. 20, N 31 (ч. 1). Ст. 3433, N 43. Ст. 4412.
5.1. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" (в ред. от 21.12.2005) <1> с 1 июня 2003 г. введена обязательная маркировка алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6% объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива), производимой и реализуемой на территории РФ, специальной федеральной маркой нового образца, подтверждающей легальность ее производства.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1528; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5748.
5.2. Реализация и продажа алкогольной продукции, произведенной на территории РФ без наличия специальной марки, запрещена с 1 марта 1997 г., за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.
5.3. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 836 "О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" <1> введены специальные марки, отпечатанные методом металлографической печати и имеющие двузначный код региона, номер разряда и порядковую нумерацию.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3449.
5.4. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2005) <1> обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, введена с 1 августа 1999 г. С 1 ноября 1999 г. запрещено производство, а с 1 мая 2000 г. - реализация табака и табачных изделий, произведенных на территории РФ, без маркировки специальной маркой.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 25. Ст. 3126; 2001. N 6. Ст. 573; 2006. N 2. Ст. 209.
6. Соответствие продукции требованиям государственных стандартов также может подтверждаться путем маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам (ФЗ "О техническом регулировании").
7. Обязательным условием УО по ч. 1 коммент. статьи является совершение перечисленных действий в крупном размере (см. примеч. к ст. 169).
8. Преступление совершается только с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.
9. Субъектом преступного посягательства могут быть руководители организаций любых форм собственности независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.
9.1. Если лица занимаются подобной деятельностью без регистрации или при отсутствии соответствующей лицензии, то возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. 171 и ст. 171.1.
10. Об организованной группе см. коммент. к ст. 35.
11. Об особо крупном размере совершения преступлений см. примеч. к ст. 169.
12. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, и одновременно не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, квалифицируется по совокупности ст. 171.1 и 238.
13. В случаях похищения марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, и маркировки ими товаров и продукции деяние надлежит квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 325 и ст. 171.1.
14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а ч. 2 - к категории тяжких преступлений.
Другой комментарий к Ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предмет преступления - немаркированные товары и продукция, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.
2. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории России подакцизных товаров, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории России продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Алкогольная и табачная продукция, производимая на территории России, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Алкогольная и табачная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию России, маркируется акцизными марками.
3. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 были отменены все нормативные правовые акты по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" использует понятие не "знак соответствия, защищенный от подделок", а просто "знак соответствия". При этом знак соответствия информирует приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
4. Общественно опасное деяние может быть выражено пятью альтернативными действиями: производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке.
5. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности выступает крупный размер совершенного деяния. Крупный размер определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1,5 млн. руб.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью сбыта.
Объяснение статьи 171.1 УК России
1. Марки акцизного сбора были введены на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" в целях полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.
Позднее Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> установил, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке. Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство такой продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, импортируемая на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
Эти положения Федерального закона конкретизируются в Постановлениях Правительства РФ: от 04.09.99 N 1008 "Об акцизных марках"; от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции"; от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"; от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" и др.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также за легальностью производства табака и табачных изделий была введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт. Ответственными за маркировку являются организации-производители этих изделий.
2. В целях реализации действовавшего в тот период Закона РФ от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета с 1 апреля 1999 г. на территории РФ при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, были введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок"). Однако на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П <1> Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 82 были отменены Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 и все другие постановления Правительства по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
3. Объективная сторона может быть выражена совершением одного из следующих действий: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными либо специальными марками.
Производство - это деятельность по изготовлению товаров и продукции, подлежащей в соответствии с нормативными актами обязательной маркировке специальными марками. Преступление в форме производства немаркированных товаров и продукции будет совершено, когда товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке специальными марками, не прошли этой операции и подготовлены к выпуску из соответствующей организации.
Понятие приобретения охватывает многочисленные способы, посредством которых лицо становится обладателем немаркированных товаров и продукции (покупка, получение в обмен на другие товары и услуги, взаймы или в дар, в качестве уплаты долга и т.д.).
Хранение - содержание немаркированных товаров и продукции в различных местах (склады, базы, другие помещения и хранилища, транспортные средства и т.д.), позволяющее обеспечить их сбережение.
Перевозка товаров и продукции выражается в перемещении их с одного места в другое любым видом транспорта.
Сбыт охватывает любые способы возмездной или безвозмездной передачи, отчуждения, распространения немаркированных товаров и продукции (продажа, дарение, передача в обмен на другие товары или услуги, в счет уплаты долга, возмещения ущерба и т.д.).
Приобретение, перевозка, сбыт могут иметь форму продолжаемого, а хранение - длящегося преступления.
4. Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171.1 является совершение перечисленных выше действий в крупном размере. Понятие крупного размера раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 250000 руб.
5. Преступление совершается с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.
6. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся подобной деятельностью без регистрации и при отсутствии соответствующей лицензии. В последнем случае возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. ст. 171 и 171.1 УК (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).
7. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35 УК.
8. Не образует совокупности преступлений последовательное совершение действий, предусмотренных ст. 171.1, с одной и той же партией немаркированных товаров и продукции (например, приобретение, хранение, перевозка с целью сбыта и последующий сбыт немаркированных товаров). Деяние в целом должно рассматриваться как единое преступление.
9. Понятие особо крупного размера совершения преступления раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. руб.
10. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежавших обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, квалифицируется по совокупности ст. ст. 171.1 и 238 УК. Маркировка товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке, поддельными акцизными и специальными марками и последующее хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт этих товаров и продукции представляют собой совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 327 и ст. 171.1 УК.
Если субъект осуществляет производство, хранение в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции при отсутствии необходимой лицензии на эти виды деятельности, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171.1 и 171 УК.