Перейти к основному содержанию

Статья 201 УК РФ с Комментариями. Злоупотребление полномочиями

Новая редакция Ст. 201 УК РФ

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. В статьях настоящей главы и статье 304 настоящего Кодекса выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2. Утратил силу.

3. Утратил силу.

Комментарий к Статье 201 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что, злоупотребляя своими служебными полномочиями, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, дезорганизуют нормальную работу тех структур, где они осуществляют свою деятельность, наносят вред общественным отношениям экономической сферы, причиняют существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства.

2. Основной объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальную управленческую деятельность коммерческой или иной организации, соответствующую законодательству РФ и уставным задачам этой организации. В качестве дополнительного объекта выступают имущественные и иные правомерные интересы организации, права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

3. В соответствии со ст. 50 ГК юридические лица подразделены с учетом их основной деятельности на коммерческие и некоммерческие организации. Законодательно регламентированы организационно-правовые формы деятельности всех юридических лиц.

3.1. Коммерческие организации - это организации различных форм собственности, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. ГК установил исчерпывающий перечень форм таких организаций. Они могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. 50, 66 - 115 ГК). Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другие кредитные организации (см. ст. 1 Закона о банках), за исключением ЦБР, который относится к числу государственных органов (см. ст. 75 Конституции и ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

3.2. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют прибыль между участниками (ст. 50 ГК). В соответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

3.3. Некоммерческие организации образуются в форме потребительских кооперативов (см. Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.2002) <1>), общественных (см. ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 02.02.2006) <2>) или религиозных (см. ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 06.07.2006) <3>) организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (см., например, ФЗ от 07.07.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. от 30.12.2006) <4>; ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 16.10.2006) <5>), а также в других формах, предусмотренных законом (см., например, ФЗ от 17.12.1999 N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003) <6> и др.).
--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306; 2000. N 18. Ст. 1910; 2002. N 12. Ст. 1093.

<2> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018, N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711, N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282, N 6. Ст. 636.

<3> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 29. Ст. 3122.

<4> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 39.

<5> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2001. N 7. Ст. 623; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 166; 2004. N 49. Ст. 4854; 2005. N 19. Ст. 1755; 2006. N 43. Ст. 4412.

<6> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6286; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.

3.4. Согласно ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> видом некоммерческих организаций являются государственные корпорации (например, агентство по реструктуризации кредитных организаций). Управленческий персонал данных структурных образований следует относить к субъектам преступлений, предусмотренных гл. 23.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3473.

4. Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя три элемента: 1) использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связь между поведением служащего и этими последствиями. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления последствий в виде существенного вреда коммерческой или иной организации, гражданам, обществу или государству <1>.
--------------------------------
<1> Авторское представление о законодательной конструкции составов преступления нельзя признать бесспорным. Логично предположить, что основной состав преступления является формально-материальным, а квалифицированный - материальным. Преступление с основным составом (ч. 1) окончено в момент наступления существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а с квалифицированным (ч. 2) - в момент наступления тяжких последствий. Существенный вред - оценочная категория, включающая в себя убытки в крупном размере, сокращение рабочих мест, ухудшение положения организации на товарном рынке, снижение рентабельности предприятия, снижение базы налогообложения. Данный вред может быть выражен и в ущербе деловой репутации организации - наступлении нематериального общественно опасного последствия. Об этом указывает сам автор в п. 7.1 коммент. к ст. 201 (см. также п. 5.1 коммент. к ст. 202). Примеч. науч. ред.

4.1. При злоупотреблении полномочиями лицо действует в пределах своей служебной компетенции. Однако в некоторых случаях эти полномочия могут быть и превышены. Вместе с тем в отличие от гл. 30, где наряду с нормой об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) предусмотрена статья об ответственности за превышение должностных полномочий (ст. 286), в гл. 23 нет нормы об ответственности за превышение полномочий лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Принимая во внимание известный юридический постулат "Nullum crimen sine lege" ("Нет преступления без указания о том закона"), а также положение о недопустимости применения уголовного закона по аналогии, закрепленное в ч. 2 ст. 3 ("Принцип законности"), привлечение к УО управленческого работника коммерческой или иной организации, превысившего свои полномочия по службе, должно осуществляться на общих основаниях (например, по нормам, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, за посягательство на честь, свободу и достоинство личности и т.п.).

4.2. Полномочия могут использоваться как путем действия, когда лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершает действия в пределах своих полномочий организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, так и путем бездействия, когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.

4.3. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности с учетом положения выполняющих их лиц имеют самостоятельную правовую природу и отличаются от аналогичных функций, осуществляемых должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Последним присущ публично-правовой характер.

4.4. Под организационно-распорядительными следует понимать функции, связанные с управлением коллективом, участком работы, организацией труда подчиненных, приемом на работу, перемещением по службе, увольнением с работы, поддержанием дисциплины и т.п.

4.5. Административно-хозяйственные функции выражаются в полномочиях лица по управлению или распоряжению имуществом организации: установление порядка хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т.д.

5. Управленческие функции и полномочия, которыми наделяется виновное лицо, определяются в учредительных документах (устав, положение) либо в иных документах, составленных на их основе. Так, основные полномочия директора (генерального директора, коммерческого директора, исполнительного директора и т.п.) могут быть изложены в специальном договоре, заключенном данным лицом с советом учредителей, правлением или иными органами коммерческой организации. В связи с этим диспозицию коммент. статьи можно отнести к бланкетным.

6. Деяние должно быть совершено вопреки интересам организации, в которой виновный выполняет свои управленческие функции. Положение рассматриваемой нормы об использовании лицом имеющихся у него полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко как действие (бездействие), связанное с нарушением закона. При этом действие (бездействие) служащего, связанное с нарушением закона, других правовых норм, нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную. Не влекут УО действия, совершенные вопреки интересам организации, но в общественных интересах (например, израсходование средств организации на благотворительные и иные общественно полезные цели).

Кроме того, нужно учитывать, что на практике интересы коммерческой или иной организации не всегда совпадают с интересами государства, поэтому в рассматриваемой норме говорится о законных интересах организации, т.е. не противоречащих законодательству РФ.

7. Существенный вред правам и законным интересам граждан, общественным и государственным интересам в рамках комментируемой нормы - понятие оценочное. Его наличие или отсутствие устанавливается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Данный вред может выражаться в виде материального (имущественного) ущерба (в том числе и в виде упущенной выгоды) различным собственникам, включая организацию, где служит виновный. С учетом экономической сферы деятельности коммерческих и иных организаций он, как правило, состоит в материально-вещественных утратах и потерях, ограничениях права собственности и иных ущемлениях экономических интересов.

Для граждан и организаций он может выражаться в дополнительных вынужденных платежах за оказываемые услуги или, наоборот, недополучении ими денежных средств или услуг за выполненную для данной коммерческой или иной организации работу. Так, используя предоставленные полномочия, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, завышают расценки и иные условия договора по сравнению с установленными официально или общепринятыми (проценты платежей по вкладам, суммы или условия залога, тарифные ставки и т.п.).

7.1. Вред будет являться существенным, если он состоит в убытках, имеющих крупный размер, приводит к потере рабочих мест, существенно снижает базу налогообложения, создает угрозу неплатежеспособности организации или рентабельности ее подразделения либо его устранение связано с крупными материальными затратами. Существенным может быть также признан моральный вред, затрагивающий деловую репутацию организации.

7.2. Вред интересам общества или государства может выражаться в сокращении отечественного производства, утечке за рубеж валюты, задержках выплаты заработной платы, пенсий и иных платежей и т.д.

7.3. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, "необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п." (п. 9 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4).

8. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает общественно опасный характер своего служебного поведения, предвидит, что использование им управленческих полномочий с нарушением закона повлечет (может повлечь) существенный вред либо тяжкие последствия и желает или сознательно допускает наступление таких последствий.

9. Обязательным субъективным признаком преступления является указанная в законе цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесения вреда другим лицам. Содержание выгод и преимуществ может быть самым различным. Ими могут быть денежные выплаты постоянного (например, в процентах или доле от конкретной суммы договора или прибыли) или единовременного характера (имущество в виде дач, квартир, автомашин, земельных участков и т.п. или льготных прав на пользование ими). Выгоды и преимущества виновный может получать как для себя, так и для других лиц (близких, родственников, иных организаций, в чьей деятельности он заинтересован, и т.д.).

Цель в контексте данной нормы должна находиться в противоречии с законными интересами организации и может иметь либо имущественный характер, либо выражаться в усилении влияния на процесс принятия решений, в особенности связанных с разрешением или утверждением гражданско-правовых сделок, объемов и иных условий продаж, позиций в преддоговорных и договорных спорах, назначением на должность, либо состоять в улучшении условий труда и возможности извлечения прибыли. Вместе с тем следует иметь в виду, что цель нанесения вреда как элемент субъективной стороны не должна подразумевать умышленного совершения иного преступления (например, уничтожение или повреждение имущества, хищение чужого имущества и т.д.).

10. Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми различными и значения для квалификации не имеют, однако могут учитываться при назначении наказания.

11. Субъект преступного посягательства специальный. Им является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примеч. 1 к коммент. статье).

12. Часть 2 коммент. статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака причинение тяжких последствий. Законодатель не раскрывает содержания данного признака. Он представляет собой оценочное понятие, поэтому его установление требует учета и оценки всех фактических обстоятельств, связанных с причинением вреда. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, которые привели к крупным авариям, экономическому разорению потерпевших, повлекли причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека и т.п.

13. Отличительной особенностью преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях является новый, достаточно редкий для уголовного права порядок возбуждения уголовного преследования. Речь идет о принципе диспозитивности, закрепленном в примеч. 2 к коммент. статье. Он заключается в том, что в случае, когда преступлением, предусмотренным данной или иной статьей гл. 23 УК, причинен вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В ст. 23 УПК уточняется, что заявление или согласие должно поступить до возбуждения уголовного дела от руководителя данной организации.

Вместе с тем следует заметить, что именно руководитель может совершать деяние, элементы которого соответствуют признакам составов преступлений гл. 23 УК РФ. Кто в этом случае вправе сделать заявление о возбуждении уголовного преследования или дать свое согласие? В данной ситуации участники или акционеры организации в установленном законом и учредительными документами порядке должны назначить новое лицо, которое будет представлять их интересы. И уже этот руководитель будет вправе сделать соответствующее заявление от имени юридического лица и иных организаций. В таких случаях возбуждение УД производится в общем порядке и согласия пострадавшей стороны не требуется.

14. Если в результате злоупотребления со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, будет причинен вред служащим данной организации, их законные интересы должны защищаться в том же порядке, что и права, интересы иных граждан, т.е. в соответствии с примеч. 3 к коммент. статье, согласно которой уголовное преследование должно осуществляться на общих основаниях, если деяние, предусмотренное данной статьей либо иными статьями гл. 23 УК, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Однако при причинении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своими действиями вреда гражданину, являющемуся сотрудником данной организации, необходимо выяснить характер этого вреда, чтобы суметь отграничить его от вреда, причиненного юридическому лицу. В последнем случае возбуждение уголовного преследования возможно лишь в порядке, предусмотренном примеч. 2 к ст. 201.

15. Деяние, предусмотренное обеими частями коммент. статьи, относится к преступлениям средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Использование полномочий вопреки законным интересам организации как деяние, составляющее объективную сторону, предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Уголовно наказуемым является как совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба.

3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и альтернативно предусмотренной целью совершения преступления: а) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. для виновного) или других лиц либо б) цель нанесения вреда другим лицам.

4. Субъект специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к статье). Содержание юридически значимых признаков данного субъекта раскрывается в п. п. 3, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом; временное - выполнение их на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена (находится) в федеральной собственности.

5. Понятие тяжких последствий в ч. 2 является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного.

6. В примечании 2 содержится процессуально-правовое положение, ограничивающее возможность привлечения лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное гл. 23 УК РФ. Данное положение уточняется в ст. 23 УПК РФ.