Новая редакция Ст. 185.1 УК РФ
Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Комментарий к Статье 185.1 УК РФ
1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности и доверия инвестиционным процессам в государстве, в ограничении права инвестора или контролирующего органа на получение экономически значимой информации, в причинении вследствие этого крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Комментируемая статья состоит из одной части, отражающей основной состав преступления и описывающей общественно опасные деяния, входящие в категорию умышленных преступлений небольшой тяжести.
2. Основным объектом преступного посягательства является экономическая деятельность, установленная законодательством РФ. Факультативный объект - материальные интересы гражданина, организации или государства.
3. В качестве предмета посягательства выступает находящаяся на соответствующем материальном носителе информация, содержащая данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности, о ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами.
3.1. Информация в контексте коммент. статьи - совокупность сведений, фактических данных, необходимых инвестору или контролирующему органу, об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности, о ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами эмитента.
3.2. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, предлагающий инвестору услуги на этом рынке, обязан по требованию инвестора предоставить ему соответствующие документы и информацию, в частности: а) копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; б) копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; г) данные об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде, а также другие сведения (см. ст. 6 ФЗ от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 27.07.2006) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3437.
4. Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, принявшие на себя обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению закрепленных ими прав (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, а также ст. 2 Закона об эмиссии ценных бумаг).
5. Инвестор в контексте коммент. статьи представляет собой физическое или юридическое лицо, обладающее правом в соответствии с законодательством РФ осуществлять инвестиции, т.е. вложения капитала в объект (или объекты) предпринимательской деятельности на территории РФ.
6. Контролирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, регулирующие рынок ценных бумаг, в частности, осуществляющие регистрацию выпусков ценных бумаг, лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. К таковым можно отнести, например, ФСФР России, ЦБР. Подробнее см. п. 8.2 коммент. к ст. 185.
7. Финансово-хозяйственная деятельность эмитента представляет собой его упорядоченное поведение, связанное с движением финансовых и материальных активов.
8. О ценных бумагах эмитента см. п. 5 коммент. к ст. 185.
8.1. Сделки с ценными бумагами эмитента - действия профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленные на установление, изменение или прекращение своих гражданских прав и юридических обязанностей, связанных с обращением ценных бумаг, например, купля-продажа ценных бумаг.
8.2. Иные операции с ценными бумагами эмитента - это действия профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленные на реализацию гражданских прав и юридических обязанностей, не связанных с обращением ценных бумаг, например, выплата дивидендов по ценным бумагам.
9. Предметом преступного посягательства может быть не только полная и достоверная информация об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, но и заведомо неполные либо ложные сведения, находящиеся на соответствующем материальном носителе, например, данные, содержащие искаженную, не в полном объеме или вымышленную, не соответствующую действительности информацию о событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, в частности, сведения о реорганизации эмитента, увеличении или уменьшении стоимости его активов, увеличении чистой прибыли или чистых убытков эмитента, о его сделках, о выпуске им ценных бумаг, о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам и т.д. Подробнее о заведомо недостоверной информации см. п. 7 коммент. к ст. 185.
10. Объективная сторона состава преступления выражается в форме как действия, так и бездействия.
Активное преступное поведение лица отражается в предоставлении инвестору или контролирующему органу неполной или ложной информации. Пассивное преступное поведение имеет место в том случае, если лицо, обязанное обеспечить информацией об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами инвестора или контролирующий орган, злостно уклоняется от предоставления данной информации. Подробнее см. п. 3.1 - 3.2 коммент. к статье.
11. Состав преступления имеет материальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент причинения гражданам (гражданину), организациям (организации) или государству крупного ущерба. Данный ущерб определяется согласно примечанию к ст. 185 и составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.
11.1. Крупный ущерб может быть сопряжен с банкротством организации, вынужденной реорганизацией предприятия, со срывом выгодной сделки и т.д.
12. Злостное уклонение от предоставления информации, а равно предоставление заведомо неполной или ложной информации, не причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, может быть квалифицировано в качестве покушения на преступление, предусмотренное коммент. статьей, в зависимости от фактических обстоятельств дела, например, если ущерб не причинен в связи со своевременным раскрытием данного преступления.
13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного). Об этом свидетельствуют злостность уклонения от предоставления информации и заведомость предоставления неполной или ложной информации.
Мотивы и цели для квалификации деяния как преступления значения не имеют.
13.1. Злостность уклонения от предоставления указанной информации инвестору или контролирующему органу свидетельствует о его неоднократности. Иными словами, профессиональный участник рынка ценных бумаг продолжает уклоняться от предоставления информации после вынесенного в его отношении предписания об устранении нарушений федерального законодательства и иных правовых актов.
13.2. О заведомости предоставления неполной или ложной информации инвестору или контролирующему органу см. п. 14.1 коммент. к ст. 185.
14. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста и наделенное дополнительным (специальным) признаком - правом предоставления информации об эмитенте инвестору или контролирующему органу либо обязанностью обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган.
Другой комментарий к Ст. 185.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. В случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.
2. Формами раскрытия информации об эмитенте, его ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности в случае регистрации проспекта ценных бумаг являются: ежеквартальный отчет эмитента и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (см. Приказ ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг").
3. Злостность уклонения от предоставления требуемой информации определяется истечением продолжительного времени после наступления сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа.
4. Субъект - лицо, обязанное предоставить информацию контролирующему органу или инвестору. В случаях предоставления им заведомо неполной или ложной информации субъектом преступления будет лицо (лица), подписавшее такой документ (ежеквартальный отчет, сообщение о существенных фактах).